В Нижнем Бестяхе запустили установку производства СПГ
22.12.2016
YKTIMES.RU – На правом берегу Лены, на территории железнодорожной станции Нижний Бестях запущен уникальный и единственный на материковом Дальнем Востоке комплекс по сжижению природного газа (СПГ). На новое газомоторное топливо уже переведена станция «Чульбас» АК «ЖДЯ», а это означает приход газа в Южную Якутию. В ближайшее время на него переведут восемь железнодорожных разъездов и шесть котельных «Железных дорог Якутии», пишет газета “Якутия“.
Якутия вошла в десятку производителей СПГ
Для понимания того, на какой высокий уровень вышла республика по производству альтернативных видов топлива, скажем, что аналогичные установки – побольше и поменьше есть в восьми городах России. Девятая, самая мощная, работает на Сахалине, откуда СПГ экспортируется за рубеж.
С пуском нового комплекса республика производит теперь три вида газомоторного топлива. Перечислим в той очередности, в какой они производились. Сжиженный углеводородный газ (СУГ), известный потребителям как пропан-бутан, получаемый при осушке и очистке от примесей природного газа. Компримированный, или сжатый природный газ (КПГ), его называют метан, производится в результате сжатия в компрессорных установках природного газа. Наконец с применением инновационных технологий — сжиженный природный газ (СПГ).
Напомним, что пропан-бутановую смесь на рынок поставляют «ЯТЭК» и газоперерабатывающий завод «Сахатранснефтегаза». Если в прошлом году его было произведено порядка 15 тысяч куб. м., то за 11 месяцев нынешнего — свыше 17 тысяч.
Компримированным природным газом (метаном) занимается ООО «Сахаметан», которое произвело 4,0 млн куб м. КПГ.
Сжиженным природным газом (СПГ) потребителей обеспечивает специально созданное совместное предприятие ООО «СПГ», выпустившее более 50 тн. Новый комплекс работает пока в пусконаладочном режиме. Газомоторное топливо уже используется вместо бензина и дизельного топлива, стоимость которого в Якутске около 50 рублей за литр.
Точка отсчета
— Перейдя на производство СПГ, республика шагнула в XXI век и начала третий этап развития газомоторного топлива, — говорит исполнительный директор ООО «Сахаметан» Руслан Шипков. — Если за рубежом он идет давно, то в России находится в зачаточном состоянии, а в Якутии с ее естественными минусовыми температурами фактически только-только зародился.
Первыми с дорогостоящего дизельного топлива на сжиженный природный газ перешли, как уже было сказано, «Железные дороги Якутии». Переводя разъезды и котельные на СПГ, компания подсчитала, что может сократить затраты на ГСМ более чем в два раза. Чтобы зафиксировать цены на газомоторное топливо на момент подписания договора, «ЖДЯ» авансировали часть расходов по созданию комплекса СПГ на территории железнодорожной станции «Нижний Бестях», где сейчас ООО «СПГ» арендует половину здания для нового производства.
На взаимовыгодных условиях производитель газомоторного топлива готов продавать продукцию другим предприятиям по невысокой стоимости. Комплекс загружен пока лишь на 10% своих возможностей. «Цена вопроса зависит от объема поставок: чем он больше, тем она ниже», — подчеркивает директор ООО «СПГ» Александр Изместьев, познакомивший журналистов с технологией производства. В частности, с тем, откуда природный газ приходит на объект, куда по трубам поступает, где охлаждается до максимально низкой температуры, затем накапливается и как отгружается на станцию Чульбас к месту потребления, где построен специальный объект для хранения и регазификации сжиженного природного газа.
Современное производство состоит из пяти модулей. Работу умных устройств по выработке автономной электроэнергии, ее потреблению, сжатию и сжижению газа, транспортировке СПГ в специальных транспортных танк-контейнерах контролирует компьютерный центр, где на мониторах все фиксируется.
Оценки и перспектива
Эксперты считают СПГ не только экономически эффективным, но и одним из самых безопасных газомоторных топлив. Он перевозится при небольшом давлении и охлаждении до 160 градусов по Цельсию. Поэтому СПГ удобен для хранения и транспортировки.
С помощью «виртуального трубопровода» им можно газифицировать отдаленные населенные пункты Амгинского, Усть-Алданского и других улусов республики, где есть круглогодичные дороги. На нем могут работать котельные ЖКХ, электростанции на газе, частный жилой сектор, где сжиженный природный газ может стать реальным конкурентом трубопроводному газу. Перевод на него речного флота, паромов позволит повысить эффективность грузовых и пассажирских перевозок в арктические улусы, приведет к снижению транспортных тарифов на переправах, считают специалисты.
Апробировав небольшую установку, производительность которой можно увеличить с 20-ти тонн в сутки до двух раз, республика могла бы построить завод для поставок сжиженного природного газа по незагруженной железной дороге в Китай, который готов покупать дешевое газомоторное топливо. Сегодня Якутия добывает около 2,0 млрд. куб. м. газа в год. Имея огромную сырьевую базу, она могла бы извлекать из недр еще больше. Занимающийся транспортировкой газа «Сахатранснефтегаз» тоже заинтересован в его переработке и транспортировке.
Говоря о преимуществах нового вида топлива, Руслан Шипков отметил, что электрическую энергию и тепло на объекте вырабатывают газотурбинные установки, работающие на газе. Они-то и удешевляют проект, делая его привлекательным. Теперь опыт по их применению есть не только в Центральной части России, но и в Якутии у ООО «СПГ», руководство которого на цифрах доказывает, насколько выгодно потребителям переходить повсеместно с дорогостоящего бензина и дизтоплива на сжиженный природный газ.
— На воплощение идеи, зародившейся в 2013 году в рамках проходившей в Якутске под эгидой Торгово-промышленной палаты РС(Я) международной конференции «Газ в моторах Якутии», потребовалось два с половиной года, — рассказывает Александр Самуилович Изместьев. — Реализация проекта обошлась по разумной цене, но эта сумма могла быть больше, если бы ООО «СПГ» оснастило комплекс только импортным оборудованием. Из того, что смонтировано, мы закупили за границей аргентинскую установку по сжатию газа, которая себя оправдывает по стоимости и качеству. Остальное покупали у российских производителей и, надеемся, не прогадали. Реализация проекта стала возможной благодаря поддержке генерального директора АО АК «ЖДЯ» В.В. Шимохина.
Для реализации проекта по производству СПГ было создано совместное предприятие ООО «Сжиженный природный газ», в котором работают хорошо зарекомендовавшие себя специалисты.
Ирина ЧЛЕНОВА.
Источник - YKTIMES.RU